biblio_graf (biblio_graf) wrote,
biblio_graf
biblio_graf

Category:

АЛГОРИТМ ПУШКИНА


(Памятник убитому на дуэли журналисту Виктору Нуару на кладбище Пер-Лашез, чем-то удивительно напоминает       
                        памятник Пушкину в Москве. Да и судьбы журналиста Нуара и журналиста Пушкина похожи).

Готовится к изданию книга А.С.Сумарокова "Алгоритм Пушкина", рассказывающая о тайной подоплёке творчества известного русского поэта. В книге рассказывается о связях Пушкина с масонами и декабристами, использовавшими в качестве ключей для своей шифрованной переписки произведения дяди Пушкина Василия Львовича, и самого Александра Сергеевича.



Показаны связи российского "освободительного движения" с США, следы которых ведут к президенту (1801-1809)Т.Джефферсону, который в  1785-1789 гг. (канун Великой Французской революции) был послом в Париже. Почему в личной библиотеке Т.Джефферсона находился загадочный конволют, идентичный похищенному Дантесом у Пушкина? Какова истинная причина дуэли? Что пытались найти американцы, просвечивая рукописи из архива Джефферсона рентгеном?  Почему купюра, достоинством в два американских доллара считается "счастливой"?  Почему каждое национально-освободительное движение имело своего "поэта": Э.Потье, Ш.Петефи, А.Мицкевича, или Дж.Байрона, а 14 декабря 1825 года может смело считаться днём рождения российского терроризма? Что позволило российскому императору стать "жандармом Европы"?  На эти, и многие другие интересные вопросы отвечает представленная книга.
                                                                                        профессор В.А. Порк

                                             
                                                                             АЛГОРИТМ ПУШКИНА

 

 

Введение.

 

 Александр Сергеевич Пушкин – «наше всё». Казалось бы - этим исчерпывающим определением можно было бы ограничиться. Действительно – более коротко и ёмко не скажешь. Однако, о самом поэте и его творчестве уже создан такой объём литературы, который на многие порядки превосходит объём самого пушкинского наследия. Появился многочисленный сонм толкователей действий поэта и мотивов его поведения,  по меньшей мере два человека получили звание академиков – каждый за исследование лишь одного пушкинского стихотворения.

    В то же время, мы не располагаем полным корпусом сочинений и писем Пушкина, нет издания полного собрания рукописей и рисунков   пропал один из его дневников. Что содержалось в сожженных самим Пушкиным бумагах, и каково содержание сожженных разными лицами писем поэта? О чем повествовал пропавший дневник?   Какие книги стояли на полках личной библиотеки Пушкина, а потом бесследно исчезли, не войдя в знаменитый указатель Б.Модзалевского? Какова истинная причина дуэли между Пушкиным и Дантесом.? Эти, и многие другие вопросы пока остаются без ответа.  

 Подобно тому, как разбитую вазу невозможно воссоздать, если отсутствуют многие значимые осколки , сложно представить себе и истинную – не хрестоматийную биографию Пушкина. Однако, как говорят оптимисты, тайное всегда становится явным, а рукописи не горят. Постепенно становящиеся известными новые документы и факты из биографии Александра Сергеевича представляют его сегодня в несколько ином свете, позволяя, смыв хрестоматийный глянец, более тщательно «реставрировать» обстоятельства жизни поэта. То, что раньше додумывалось исследователями, которые исходили при этом даже не из логики поведения поэта, а из собственной логики и логики текущего момента – начинает обретать реальную, документальную основу. Появление интернета упростило доступ к некоторым источникам информации и их сопоставление. Раньше 80% времени исследователей уходило только на поиск источников информации – и лишь 20% на их анализ. Теперь эта картина изменилась.

   Приступая к написанию этой книги, автор – библиограф по профессии, изучил огромный корпус литературы о Пушкине – практически всё, что написано о поэте, начиная с первых прижизненных рецензий на его произведения, заканчивая новыми исследованиями, появившимися буквально недели назад. Но этой книги не было бы – если бы в распоряжение автора не попали некоторые документы, отсутствовавшие в научном обороте, и найденные им самостоятельно. Попытка атрибутировать эти документы и привела к необходимости исследовать некоторые обстоятельства жизни поэта, стала причиной некоторых, не побоюсь этого слова, открытий.

Неоценимая помошь нескольких заинтересованных людей позволила автору работать над созданием книги – не будучи сильно стесненным житейскими заботами, а их настойчивость тому, что данная книга всё-таки выходит в свет, так как автор, по свойственной ему дотошности пытался было объять необъятное, от чего предостерегал ещё незабвенный Козьма Прутков. Если же аргументы автора покажутся некоторым читателям не слишком убедительными, то знайте, что у него в загашнике «ещё 11 чемоданов убийственных улик» и только отсутствие времени и ограниченный объём данного издания не позволили ему воспользоваться всем своим неистощимым запасом.

Автор благодарит за весьма существенную помощь и поддержку: Л.Белоцерковского, Е.И.Быстрова, Л.Н.Завьялову, А.М.Грицая, В.Е.Левина, С.П.Половникова, В.А.Порка, Дж.Сороса (США), И.И.,Н.Н. и С.Н. Сумароковых.

 

ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА

 Для начала – маленькое лирическое отступление. Будучи с младых лет погружен в книжную науку, и мало общаясь с живыми людьми, автор настоящего исследования приобрёл свойство Вольтеровского Кандида – а именно – некоторую простодушность. Ему казалось (да и сейчас кажется) что объективно новая и интересная информация должна вызывать ответный интерес.

   Хотя, системный анализ, который автор тоже изучал, говорит, что не всё тут так уж просто. Скажем, принёс ты свою работу на отзыв маститому филологу, а он, оказывается, только вчера написал в своей статье нечто прямо противоположное. Естественно, что твоя информация вызовет в таком случае только раздражение и желание ее замолчать.

   Телевидение – вроде бы современный способ распространения информации, в чём-то сродни интернету. Ан нет. Цензура там посильнее сталинского Главлита. Автор, получая в своё время зарплату в Гостелерадио СССР, как то не заметил, что это распространяется и на Пушкина, а зря.

   Одним словом, из четырёх разговоров с большими и малыми телевизионными начальниками, получилось только два сюжета. При этом информация была настолько мастерски отпрепарирована, что я сам с трудом понял, что хотел сказать, несмотря на то, что чётко это знал.

    Эффект этих передач был подобен камню, брошенному в воду. Правда, нашлось несколько ранее затерявшихся знакомых. Зазвонил мобильный и нетрезвым голосом сообщил: - Слушай, тебя тут это… По телику показывают…     - Да я знаю, сказал я, но ведь канал «Культура», ты то каким боком углядел?   - Дык, ты не думай, я не такой… отозвался голос, и снова пропал на года….

   
Кто-то из знакомых видел эту передачу в Париже, кто-то в Кремле, кто-то на Лубянке, но, никакого информационного прорыва не произошло. Не произошло его и во второй раз, и в третий, когда по другому каналу показали ещё пару сюжетов.

 Мир не перевернулся и после публикации в интернете. Пушкин не зря писал «мы ленивы и нелюбопытны». Но это было ещё не страшно. Немного волноваться я начал лишь тогда, когда затянувшееся молчание начало выходить за рамки формул, обнаруженных мной в своё время в книгах по кибернетике из библиотеки нашего выдающегося ученого Анатолия Ивановича Китова. Согласно этим формулам, информация должна была так или иначе стать широко известной в течение двух лет. Ан нет. Несколько успокоило только заявление создателя «Викиликса», заявившего, что на его раскрутку потребовалось не два года, как он планировал (одни, выходит, книжки читали) , а целых четыре . Да и бюджет у меня, надо сказать, поменьше….

 Игорь Масленников, режиссер фильма «Пиковая дама» в своих мемуарах «Бейкер-стрит на Петроградской» рассказывает о мистической составляющей в работе над фильмом. Сначала, из выделенных ему на съемку 500 000 ещё тех, советских рублей пропало 350 000 (так и не признаётся – куда), а потом он выяснил, что осуществить эту идею не удалось ни Эйзенштейну, ни братьям Васильевым, а Михаил Ромм был вынужден выбросить уже готовые  раскадровки на помойку. Отговаривал Масленникова от этой работы и Никита Михалков, говоря о том, что в теле и киномире все знают о необычном «пушкинском» эффекте. В нашем случае мистики тоже было много. Так что загадочное поведение теленачальников, зрителей и интернет-пользователей можно смело списывать на этот фактор.

   КНИГА

 Изначально мне казалось, что книгу о Пушкине надо писать модным нынче способом – тандемом. Слишком уж обширна информация, поэтому тяжело произвести её критический отбор, сохранить динамику сюжета, не уйти в «комментарии к комментариям». Известный филолог, однако, от «чести» соавторства уклонился (без внятной мотивации). Потом состоялась беседа с миллионером,  предпринимателем, которому не чужда литературная известность. Он подарил мне свою книжку с автографом, и написал целую главу остросюжетного триллера, главным действующим героем которого был я. Недели две я засыпал с ощущением, что наутро проснусь знаменитым. Однако, вскоре, предприниматель сдулся, начал ссылаться на разные недуги, и полностью потерял интерес к данной теме. Спишем и это на мистику. На моё счастье, рядом оказался мужественный человек, крёстный отец … моей дочери, который не даёт мне расслабиться, и строгим командирским голосом, порой по нескольку раз на дню, осведомляется, как идет работа над книгой (на семейном совете мы решили, что теперь писать буду я сам). Сейчас вы погрузитесь в чтение и оцените результат…

 

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

  Помните любимую приcказку советской интеллигенции: «а мы-то думали, что он ПОРЯДОЧНЫЙ человек»? По неписанному, а потом и писанному кодексу строителей коммунизма настоящий гений должен быть ещё и высокоморальным. А уж тем более гений, которого проходят в школе. Вдруг дети пример начнут брать, а окажется что гений пьёт, играет в карты и ведёт распущенный образ жизни… «Сегодня он играет джаз, а завтра – Родину продаст». Создатели этой пословицы и не подозревали, как, в случае с Пушкиным они близки к истине. Известно, что экстравагантные поступки не доводят до добра. Описано, как кутилы и повесы легко спускали за одну ночь семейные состояния… Отметим, что пьянство, кутежи и игра – занятия не для бедных. Пока в Москве не закрыли казино – мало кто ездил туда на метро. Для того, чтобы приобщиться к порочному образу жизни, надо, хотя бы для начала, располагать значительными средствами…

 Школьные учебники не сообщают о несметных богатствах родителей Пушкина. Любопытные подробности о жизни и быте семьи Пушкиных могут поведать  четыре тома переписки, вышедших в серии «Мир Пушкина». Прочитав эти четыре тома, сказать можно одно – жизнь у родителей Пушкина была весьма скромненькой, серой и размеренной. Их письма похожи на дневник российского пенсионера: «Сегодня купил батон хлеба и кефир. Звонила Люся». Они – и Пушкины, и пенсионер – готовы бы и на большее, но средства не позволяют…

 Закономерно предположить, что Александр Сергеевич научился замашкам повесы в Лицее. Но, если изучать коллективную психологию, то окажется, что и дети и взрослые не склонны принимать в свою компанию «белых ворон» - тех, кто от них чем-то отличается. Богатые дети не дружат с бедными – у них слишком разные интересы. Псевдодружба, когда бедный ребёнок становится игрушкой для богатого, исполнителем его капризов и приживальщиком – возможна. Но тогда характер бедного ребёнка должен быть ангельским, чтобы не разозлить благодетеля.

Однако, Пушкин ангельским характером не отличался.

   Копнем глубже. Известно, что в Лицей Пушкина сдал его дядя, Василий Львович, первоначально хотевший устроить любимого племянничка в  колледж иезуитовВот  на этого самого дядюшку нам и стоит обратить самое пристальное внимание.

 

САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ

  Большое, как говорят, видится на расстоянии. Однако, понять Александра Сергеевича Пушкина, позаимствовавшего сюжет «Евгения Онегина» у А.Е.Измайлова (см. далее), я не могу. Ведь Пушкин пересекался в своей жизни со многими людьми, каждый из которых мог бы стать героем авантюрного романа, по остроте сюжетов перещеголявшего Дюма. Это и Николай Семенович Мордвинов – единственный, отказавшийся подписать смертный приговор декабристам, и генерал-адъютант Александр Александрович Рожнецкий и многие, многие другие забытые и весьма известные личности. Но, даже если бы Пушкин никогда не выходил из дому, то герой для романа легко нашелся бы и в самом ближнем семейном кругу. Это родной дядя поэта со стороны отца, и сам известный поэт - Василий Львович Пушкин.

 Биография Василия Львовича Пушкина ярка и удивительна.  Не менее удивителен и тот факт, что в ряду  «околопушкинских» биографий из известнейшей серии «ЖЗЛ» есть книжки посвященные Бенкендорфу и Арине Родионовне, а вот для биографии дядюшки поэта не нашлось бумаги и желающих таковую воссоздать.

   Попробуем заполнить этот досадный пробел.

 

продолжение:  http://biblio-graf.livejournal.com/92799.html



 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments